«Выручка выросла в три раза» vs «Все ушли смотреть футбол. Продажи упали» — Альфа-Банк провел опрос о том, что малый бизнес выиграл в ЧМ-2018

Положительное влияние на свой бизнес в дни проведения ЧМ-2018 ощутили 9% предпринимателей, работающих в городах проведения Чемпионата, и 6% предпринимателей из других городов. 

Эффект мундиаля проявился в росте продаж (27% респондентов), увеличении числа клиентов (19%), росте выручки и прибыли (11%), появлении новых партнеров или инвесторов (3%), оживлении спроса в целом (3%). 

Наиболее часто позитивное влияние ЧМ-2018 отмечали предприниматели, занятые в сфере розничной торговли, общественного питания, рекламы и маркетинга, такси, гостиничного бизнеса. 
В то же время часть предпринимателей признали, что мундиаль повлиял на их бизнес негативно (12% в городах, принимавших ЧМ, и 8% — в других городах). 

Наиболее часто упоминаемые проблемы: падение продаж и заказов, снижение спроса (28%), ограничения движения (13%), задержка поставок/ проблемы с логистикой (8%), введение ограничений государственными проверяющими службами (8%), замедление работы/ производства (6%), повышение цен на топливо/ акцизы (5%). 

Впечатления предпринимателей, работающих в одной отрасли, диаметрально отличаются. 

В розничной торговле и заведениях общественного питания одни предприятия испытали значительный приток клиентов и подъем: 

  • Выручка увеличилась в три раза 
  • Поднялись продажи за счет приехавших болельщиков 
  • Эмоциональный подъем клиентов и сотрудников 

Другие столкнулись с падением спроса и оттоком клиентов: 

  • Все ушли смотреть футбол. Продажи упали 
  • Многие жители города уехали отдыхать на время проведения ЧМ по футболу. А приезжим туристам не интересен наш продукт, в связи с этим был спад продаж на время проведение Чемпионата 
  • Снижение продаж, все смотрели футбол и не хотели работать 
  • Внеплановая проверка Роспотребнадзора, якобы связанная с посещением болельщиками нашего заведения. Болельщики его не посещали (у них маршрут: фанзона, стадион, Невский, аэропорт). Иногородние в дни проведения чемпионата не поехали — дорого, цены взлетели. Местные тоже не посещали — сидели у телевизоров или в спорт-барах. 

Противоположные впечатления и в строительном секторе: 

  • Перед началом чемпионата повысился спрос на строительные и отделочные материалы. 
  • Благодаря визиту зарубежных болельщиков возросло количество заказов, связанных с обустройством внешних фасадов зданий и облицовочных работ в кафе и увеселительных заведениях. 
  • Большое количество проектов строительства было заморожено ввиду отсутствия финансирования из-за перераспределения денежных потоков на стройки чемпионата. 
  • Заморозка строительства, проблемы с доставкой грузов, больше контроля со стороны властей. 

В секторе грузоперевозок проблем было больше: 

  • Ужесточение условий приемки грузов, задержки сроков, перекрытие дорог.
  • Задержка доставки грузов из Китая и стран Европы на месяц, груз месяц растаможивался в связи с загрузкой таможенных служб.
  • Были перебои с поставками сырья. Из-за дефицита выросли цены на сырье и по окончании чемпионата мира обратно не опустились. 

Практически все предприниматели, занятые в гостиничном бизнесе и службах такси, довольны эффектом мундиаля: 

  • Много иностранцев, которых мне и моим ребятам довелось перевозить. Щедрые ребята! 
  • Нами создан небольшой таксопарк, за месяц чемпионата мира наговорились с болельщиками по-английски больше, чем за все предыдущую жизнь. Гости были очень приветливы и контактны и счастливы, что посетили Россию. 
  • Полная заполняемость гостиницы гостями Чемпионата мира, и это было замечательно! 

«Результаты опроса позволяют говорить, что далеко не все собственники и руководители предприятий могут быстро адаптировать бизнес к таким масштабным событиям, как прошедший в России в этом году Чемпионат Мира — с наплывом сотен тысяч гостей, изменениями логистических маршрутов, усилением мер безопасности и регулирования и прочими изменениями, связанными с глобальным мероприятием. Это требует от предпринимателей определенных знаний и опыта в управлении, маркетинге и организации бизнеса — надо менять ассортимент и уровень сервиса под вкусы и потребности многочисленных туристов, нужно заранее готовиться к изменениям в логистике, нужно соответствовать ожиданиям потребителей и быть готовым к проверкам надзорных органов и строгим мерам безопасности. Российскому бизнесу, особенно малому, не хватает экспертизы, чтобы быстро менять организацию бизнеса и получать максимальную отдачу от проведения таких мероприятий. Это неудивительно: ЧМ-2018 – это первое в истории современной России мероприятие глобального масштаба, которое прошло в 11 российских городах. К нему готовился весь бизнес, но у малых предприятий не всегда хватает ресурсов. Альфа-банк проводит обучающие семинары для предпринимателей по всей стране, и мы будем включать в них специальные тренинги, приглашать специалистов, обладающих должной экспертизой», — комментирует Ирина Анохина, директор по развитию малого бизнеса Альфа-Банка. 
 

Справка: Альфа-Банк провел опрос в сентябре 2018 года. В опросе участвовало более 3 700 клиентов- собственников и руководителей предприятий малого бизнеса (выручка до 90 млн рублей в год). 
Из них более 2 000 клиентов, работающих в городах проведения ЧМ-2018 (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Калининград, Саранск). 

Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.