Почему многие банки начали закрывать отделения?

pochemu-mnogie-banki-nachali-zakryvat-otdelenijaДаже краткосрочное отсутствие доступа в интернет приносит современному человеку моральные страдания и финансовые убытки. Функционирование современной инфраструктуры вне интернета будь то розничный ритейл или банковская система фактически невозможно. Вслед за интернет-технологиями и появлением новых программных платформ меняется мир. Так, вчерашний банкинг, когда клиенты являлись в банковские отделения для того, чтобы решить тот или иной вопрос уходит в прошлое.

В этом смысле модель функционирования микрофинансовых организаций идет впереди традиционной банковской системы. Если к упразднению отделений для частных лиц банковская система только подбирается, то отделения по обслуживанию корпоративных клиентов сегодня массово закрываются.

Так, сберегательный Банк России за последние пару лет ликвидировал 1300 отделений, которые занимались работой с корпоративными клиентами. Этот процесс будет закрываться до победного, то есть до полной ликвидации данной структурной единицы бизнеса или до сведения ее до символического значения. Естественно, речь идет не об исчезновении функционала отделений как такового, а о том, что вся нагрузка по соответствующему обслуживанию сегодня приходится на интернет-банкинг.

О ситуации

Глава Сбербанка Герман Греф комментирует ситуацию своим видением, что почти все корпоративные клиенты пользуются интернет-версией банка. Им ничего не требуется от офисов, а даже если нужно, то всегда есть телефонные консультации.

По сути, на пути полного исчезновения банковских отделений, занимающихся корпоративным сектором сегодня стоит лишь формальность, обусловленная российским законодательством, регулирующим данное направление.

Неизбежное изменение законодательства приведет ситуацию в соответствии с требованием времени.

За корпоративным банкингом, как было сказано придет черед банкинга по обслуживанию за счет граждан. Сегодня он держится в основном за счет востребованности только у старшего поколения и за счет условно «не креативных» граждан. Молодые предпочитают по максимуму перейти на пользование услугами банков через личные кабинеты банковских сайтов. Это экономит много времени и избавляет от неприятных эмоций, связанных с простоем в очередях и общении с операторами. По сути сегодня не человек идет в банк, а наоборот, банк идет к клиенту за счет современных технологий.

Эта тенденция не явилась какой-то неожиданностью:

  • в 2015 году и ранее специалисты предсказывали снижение количество клиентов, которые приходят в отделение банка для осуществления транзакций;
  • дистанционный доступ к управлению своими финансами непосредственно самим клиентом делает невостребованным услуги операторов;
  • если ранее оператор вбивал реквизиты для платежа, то сегодня любой делает это в личном кабинете, чем ограждает себя от стресса явиться в банковское отделение и увидеть очередь из 15-ти человек.

Что в будущем?

Сроки существования огромных сетей банков по обслуживанию простых граждан измеряются считанными годами.

Female hands using mobile banking on smart phone
Female hands using mobile banking on smart phone

В 2024 году в большинстве сегодняшних банковских офисов для физических лиц будет что-то другое, например, магазин у дома.

Руководство банков не ставит себе такой задачи, эти изменения должны произойти естественным образом. Дело еще в том, что, например, банк Ренесанс кредит, только половину всех транзакций граждан проводит посредством цифровых операций. Поэтому ликвидация офисов, обусловлена развитием прогресса цифровых технологий в банковской сфере. В планах Сбербанка к 2024-25 году довести процент до ста.

Банк Тинькофф сразу пошел по такой модели развития, отказавшись от банковских отделений.

Обращаясь к персоналу Сбербанка по поводу завтрашнего дня банковского бизнеса Греф сказал, что не желает посещать банки, тратить время на очереди и ожидание ответа оператора. Он желает получить помощь немедленно в нужный момент, а еще лучше предотвратить проблему до того, как она появится.

Все банковское сообщество в один голос говорит о грядущих огромных переменах в банковском бизнесе, которые приведут в конечном счете к упразднению банков в том виде, в котором они предстают нам сегодня.

А если посмотреть на ситуацию через призму технологии «блокчейн», то банки вообще будут почти что не нужны. Блокчейн это связанный со многими пользователями реестр информации, который фиксирует цифровые транзакции открытым и контролируемым способом, при котором не нужен верифицирующий операцию посредник в виде банка или иной структуры. То есть, к примеру, гражданин сможет посылать деньги гражданину напрямую.

Есть вопрос? Задай его консультанту!

Не забудьте прочитать "Советы экспертов"