Почему боязнь убытков приводит к ещё большим убыткам?

Займы онлайн на карту круглосуточно без отказа
У предлагаемых ниже микрокредитных компаний самое высокое одобрение заявок
zaymer-400-230
  • Сумма: до 30000 руб
  • Период: до 30 дней
  • Ставка: от 0.63 % в день
  • Время рассмотрения: от 5 мин.
  • Возраст: с 18 лет
  • Кредит. история: с плохой КИ
  • Способы выдачи:
заполнить заявку

mfo-ekapusta-400x230
  • Сумма: до 15000 руб
  • Период: до 21 дня
  • Ставка: 0% на первый займ
  • Время рассмотрения: от 5 мин.
  • Возраст: с 18 лет
  • Кредит. история: только хороошая
  • Способы выдачи:
заполнить заявку

mfo-moneyman-400x230
  • Сумма: до 10000 руб
  • Период: до 30 дней
  • Ставка: 0 % в день на 10 дней!
  • Время рассмотрения: от 5 мин.
  • Возраст: с 18 лет
  • Кредит. история: с плохой КИ
  • Способы выдачи:
заполнить заявку

turbozajm-400-230
  • Сумма: до 10000 руб
  • Период: до 30 дней
  • Ставка: от 2.23 % в день
  • Время рассмотрения: от 5 мин.
  • Возраст: с 21 года
  • Кредит. история: с плохой КИ
  • Способы выдачи:
заполнить заявку

«Смелость города берёт», «кто не рискует, тот не пьёт шампанского», «кто в бою не рискует, по тому и орден не тоскует» – в самых разных культурах и странах народный коллективный разум поощряет участие в вероятно неблагоприятном предприятии ради максимальной выгоды. Чаще всего такие поговорки оправданы. К примеру, автор первого упомянутого высказывания Александр Суворов знал, что осада города приводит к большим потерям в собственной армии, нежели прямая атака. Так называемые «небоевые потери» в его армии были сведены к минимуму. Оказалось, то же самое касается и мира финансов, включая финансы личные. Профессор Гарвардской школы бизнеса Макс Базерман доказал, что страх потерять деньги приводит к ещё большим их потерям.

Ежегодно Макс Базерман сбывает студентам, намеренным стать магистрами делового администрирования двадцатидолларовую банкноту по гораздо большей стоимости. Происходит это так.

Профессор Базерман демонстрирует двадцать долларов своей аудитории и заявляет, что отдаст её тому, кто предложит за неё большую сумму. При этом нужно учитывать обязательное условие. Студент, который сделал ставку сразу за победителем аукциона, лишится названной им суммы. Например, первый участник аукциона предлагает 5 долларов, а второй – 7 долларов. Победитель получает двадцать долларов за 7, а второй обязан выплатить 5 долларов.

Аукцион стартует с доллара и быстро доходит до 15 долларов. На этом этапе большинство участников выпадают из торгов – остаются два студента с наиболее высокими предложениями. Когда ставки аукциона подходят к цифре 20, выиграть уже невозможно. Но участники не хотят проигрывать, ведь проигравший ещё вынужден выдать из своего кармана номинал своей последней ставки.

Как только торги переходят рубеж в 21 доллар, аудитория начинает хохотать. Умные студенты MBA оказались способными выплатить за двадцатку на доллар больше. Но аукцион продолжается и вот уже доходит до пятидесяти, затем до ста долларов. 204 доллара – рекорд Макса Базермана за всю историю его преподавательской деятельности. Кстати, во время частных тренингов преподаватель проделывает тот же трюк с топ-менеджерами и CEO крупных компаний – и всегда продает 20 долларов дороже номинала.

Так почему люди соглашаются платить больше денег за двадцать долларов. Так что этим доказывает Макс Базерман? В человеческой психологии есть слабое место – loss aversion, оно же — боязнь потери. Эксперименты показывают, что человек способен вести себя крайне неадекватно, если начинает терять свои деньги. Поначалу студенты уверены, что получили возможность стать обладателями бесплатного сыра. Они считают себя умными и не готовыми платить больше двадцати долларов за те же двадцать долларов. Но как только ставки аукциона доходят до 15 долларов, до второго человека доходит, что именно ему теперь грозит. Он начинает делать ставки на большие суммы, чем планировал, пока торги не доходят до 21 доллара. На этом этапе оба участника остаются в убытке. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то — все двадцать.

Чтобы минимизировать потери, каждый старается выиграть. И эта гонка приводит только к тому, что оба участника теряют все больше и больше, пока размер убытка не достигает отметки ниже плинтуса. В конечном итоге желание получить дешёвые деньги оборачивается потерями.

Примечательно, что существует огромный массив данных, которые демонстрируют феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет больше.

Мораль этой истории проста: боязнь потерь ведет к ещё большим потерям. Фиксируйте убытки, пока они минимальны, и не бойтесь потратить немного, чтобы сохранить большее.

Не забудьте прочитать "Советы экспертов"