Изменения на рынке POS-кредитования

На вопросы корреспондента портала «Твериград» отвечает эксперт — Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов «Ренессанс Кредит»

На Ваш взгляд, как развивается рынок POS-кредитования в России? Расскажите, какие изменения на рынке POS-кредитования произошли за последний год (как изменилась динамика, объемы выдачи кредитов и спрос, остальная доступная статистика)?

— На 1 мая 2018 рыночный портфель POS-кредитов составлял 242 млрд рублей. С начала года он сократился на 2%. Это нормальная сезонность для данного сегмента: в прошлом году за первые четыре месяца было такое же сокращение — на 2%. По итогам всего 2017 рыночный портфель увеличился на 17%. В текущем году, вероятно, будет более скромный рост — не более 10%.

Банки за первые четыре месяца 2018 выдали клиентам в виде целевых кредитов 111,6 млрд рублей, что на 12% больше, чем в прошлом году. Интересно отметить, что это не максимальный результат для данного периода: так, за январь-апрель 2013 было выдано 113,1 млрд руб. целевых кредитов.

POS-кредитование — направление, которое обычно быстрее остальных реагирует на оживление экономической ситуации. Свой локальный пик роста в текущих условиях сегмент уже прошел и сейчас постепенно будет стабилизироваться на достигнутых уровнях. Максимальные за пять последних лет годовые темпы роста портфеля на уровне 20% целевое кредитование показало в начале осени 2017, с тех пор его рост постепенно замедляется. Помимо уже сказанного, это происходит также из-за развития кредитных карт и карт рассрочки.

— Как Вы считаете, что ожидает рынок POS-кредитования в 2018 — 2020 годах (изменится ли спрос на данный вид кредитования и т.д.)?

— Последнее десятилетие доля целевых кредитов в розничном кредитовании составляет около 2%. А в начале 2005 она превышала 10%: тогда портфель POS-кредитов был больше портфеля ипотеки.

Несмотря на бурное развитие карточных продуктов, которые являются более универсальными и многофункциональными по сравнению с целевыми кредитами, последние не уходят «со сцены», продолжая привлекать часть клиентской аудитории простотой и удобством. Скорее всего, такое положение дел сохранится и в ближайшие годы. В целом понятно, что этот сегмент сам по себе не будет локомотивом роста розничного кредитования в глобальных масштабах, но при этом может выступать полем для интересных экспериментов, развивающих финансово-потребительские возможности розничных клиентов, как это, например, произошло с картами рассрочки.